Мы cохраняем файлы cookie: это помогает нашему сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что Вас это устраивает. Чтобы узнать детали, Вы можете ознакомиться с нашей Политикой об обработке и защите персональных данных.

Принять
Вернуться назад к разделу Выставки
«Александр Орловский.
Дневник эпохи»

Выставка «Александр Орловский. Дневник эпохи» — третья совместная работа Музея-Усадьбы Муравьевых-Апостолов и коллекционера Сергея Подстаницкого, выступившего куратором этого проекта. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких выставлялось здесь в 2013 году во время открытия музея, а осенью прошлого года Подстаницкий был куратором выставки «Русское художественное общество в Италии 1820–1850-х годов».

В залах усадьбы разместилось около 70 работ Александра Орловского (1777–1832) из нескольких частных коллекций. Работы Александра Осиповича Орловского, одного из самых известных в России первой трети XIX века рисовальщиков и граверов, первого российского литографа, в свое время пользовались буквально всенародной популярностью. Произведения Орловского, гравюры и литографии с его произведений хранились в столичных аристократических собраниях и в провинциальных усадьбах, их перерисовывали в альбомы и вышивали бисером. 

Тиражи его литографий были огромны, и ему даже были дарованы особые привилегии, ставшие одним из первых примеров защиты авторских прав в России. Вероятно, лучше и точнее всех сказал о самом Орловском и о его творчестве барон Николай Врангель в статье в журнале «Старые годы» за 1908 год: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. <…> Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной».