Мы cохраняем файлы cookie: это помогает нашему сайту работать лучше. Если Вы продолжите использовать сайт, мы будем считать, что Вас это устраивает. Чтобы узнать детали, Вы можете ознакомиться с нашей Политикой об обработке и защите персональных данных.

Принять
Вернуться назад к разделу Выставки
Московская усадьба. Фантазии и обретения.
ОТКРЫТИЕ ДОМА-МУЗЕЯ

Музей-Усадьба Муравьевых-Апостолов, заново возрождённая стараниями Кристофера Муравьева-Апостола, обретает новую жизнь. Здесь будет музей. Фонды музея ещё только формируются, а усадьба уже сегодня открывает свои двери.

Подлинные стены дома стали чудесной декорацией выставки-фантазии А.Боровского, которая создает иллюзию действительной жизни, но той далекой, что наполняла дом в начале XIX века.

Пространство дома превращается в сценическую площадку. Уже с парадной лестницы посетитель вовлекается в игру, где в качестве актеров выступают «обманки» (тромп-лёй), некогда столь любимые в русской усадьбе, правда, сегодня они созданы в технике современной фотографии А.Иваншиным.

Не следует искать исторической достоверности сценок, но исторические аллюзии неизбежны. В бальном зале невольно вспоминается Пушкин(«Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума,…), в розовой гостиной – знаменитые обеды Ивана Матвеевича, в желтой гостиной – создание тайных обществ, в парадной спальне с мраморными колоннами – поэтические чтения и литературные общества, непременным членом которых был Иван Матвеевич.

Ощущение подлинности придают картины и гравюры на стенах, с которых смотрят лица людей того времени. Все эти работы, среди которых есть и знаменитых мастеров, и неизвестных художников, являются частью собрания Сергея и Татьяны Подстаницких. Предметы мебели в анфиладе – из коллекции музея и из коллекции Максима Боксера.

Игра прекращается на пороге последнего зала, где выставлен тот экспонат, ради которого и была задумана выставка – это письмо, написанное Сергеем Муравьевым-Апостолом отцу из Петропавловской крепости. В нем нет политических и философских рассуждений, только – уважение и любовь к семье, мольба о прощении за причиненное им горе. Простое письмо как символ трагедии.